Усталость – это состояние физического и/или психического расстройства вызванное такими факторами, как недостаточный сон, продолжительное бодрствование, не правильное распределение периодов работы и отдыха в отношении с суточными (циркадными) ритмами и умственной или физической деятельность, или эмоциональной нагрузки, которые могут привести к ухудшению бдительности и способности безопасно управлять судном или выполнять обязанности, связанные с безопасностью.
Состояние усталости относится ко всем члена экипажа в независимости от должности, знаний и подготовки.
Эффективная стратегия управления факторами, влияющими на усталость, начинается с определения потребностей в рабочей нагрузке и согласования уровней укомплектования экипажей, включая ресурсы береговой поддержки в сочетании с эффективным управлением часами работы и отдыха на борту судна.
Существуют определенные принципы, которые необходимо учитывать, чтобы изучать и понимать, как решать эти проблемы человеческого фактора.
Всесторонние исследования усталости моряков показали, как практика продолжительного времени работы влияет на моряков:
- Один из каждых четырех моряков сообщил, что он засыпал во время вахты;
- Почти 50% из участвующих в исследовании моряков сообщили, что они работали по 85 или более часов в неделю;
- Почти половина из них сообщила, что их рабочее время возросло за последние 10 лет, несмотря на новые правила, направленные на борьбу с усталостью;
- Почти 50% обследованных моряков считают, что продолжительность их времени работы создает угрозу для их личной безопасности;
- Около 37% заявили, что продолжительность их времени работы иногда создает угрозу для безопасной работы их судна.
Международная морская организация (ИМО) опубликовала Руководство по усталости (Guidelines on Fatigue, MSC.1/Circ.1598), которое содержит информацию о причинах и последствиях усталости и о рисках, которые она создает для безопасности и здоровья моряков, эксплуатационной безопасности, безопасности и защиты морской среды. Требования руководства необходимо принимать во внимание при выполнении следующих мероприятий:
- разработка, внедрение и поддержание систем управления безопасностью (СУБ) в соответствии с МКУБ;
.2 содействие снижению и управлению усталостью;
.3 повышение осведомленности о причинах и последствиях усталости и разработка и осуществление учебных программ и курсов;
.4 проведение расследования несчастных случаев или аварий/инцидентов; и
.5 подготовка заявок на минимальный уровень безопасной укомплектованности экипажей или при определении минимального уровня безопасной укомплектованности экипажей судов.