СУБ на внутреннем водном транспорте (ВВТ). Разработка системы управления безопасностью судов.
В связи с принятием 28 июля 2012 Федерального Закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января 2013 года вступила в силу новая "Статья 34.1. Система управления безопасностью судов Кодекса внутреннего водного транспорта (КВВТ).
В соответствии с требованиями ГОСТ Р 56023—2014, разработанным во исполнение положений статьи 34.1 Кодекса внутреннего водного транспорта (КВВТ), введенной в действие с 1 января 2013 г.
В соответствии со Статьёй 34.1 КВВТ:
Судовладельцы в отношении судов, подлежащих государственной регистрации, за исключением маломерных судов, прогулочных судов и спортивных парусных судов, должны разработать и применять систему управления безопасностью судов (далее - система управления безопасностью).
СУБ ВВТ
Система управления безопасностью (СУБ) – это совокупность документированных мер, необходимых для эффективного выполнения судами требований в области обеспечения безопасности судоходства и предотвращения загрязнения окружающей среды, действий работников судовладельцев, включая членов экипажей судов, в случае возникновения связанных с судами опасности, аварийных ситуаций.
Система управления безопасностью судов должна включать:
1) инструкции работникам судовладельца по обеспечению безопасной эксплуатации судов и предотвращению загрязнения окружающей среды в соответствии с требованиями настоящего Кодекса;
2) документы, устанавливающие полномочия и взаимоотношения работников судовладельца, осуществляющих управление эксплуатацией судов, в части обеспечения безопасной эксплуатации судов и предотвращения загрязнения окружающей среды;
3) документ, устанавливающий полномочия и взаимодействие членов экипажей судов и владельца в части обеспечения безопасной эксплуатации судов и предотвращения загрязнения окружающей среды;
4) способы связи между работниками судовладельца и экипажем судна;
5) порядок передачи экипажем судна сообщений об авариях, о фактах несоблюдения требований законодательства и (или) требований, установленных судовладельцем;
6) порядок действий членов экипажа судна и других работников судовладельца в случае возникновения аварийных ситуаций;
7) документы, устанавливающие обязанности капитана судна в отношении:
- обеспечения безопасной эксплуатации судна экипажем судна;
- издания необходимых приказов и инструкций в целях обеспечения безопасной эксплуатации судна;
- проверки выполнения экипажем судна требований безопасной эксплуатации судна;
- своевременной передачи сообщений судовладельцу о недостатках системы управления безопасностью;
8) документы, подтверждающие полномочия капитана судна, в том числе исключительные полномочия и ответственность в отношении сохранения жизни, здоровья людей, обеспечения безопасной эксплуатации судна и предотвращения загрязнения окружающей среды;
9) программы учений экипажа судна по действиям в условиях аварийной ситуации;
10) порядок ознакомления членов экипажа судна, принятых на работу или назначенных на судно, со своими обязанностями до выхода судна в рейс;
11) порядок ознакомления работников судовладельцев при приеме на работу и переводе на другую работу с возложенными на них обязанностями в части обеспечения безопасной эксплуатации судов и предотвращения загрязнения окружающей среды;
12) порядок планирования рейса судна и обеспечения безопасности его плавания;
13) меры по обеспечению надежности механизмов, устройств, оборудования судов, в том числе регулярные проверки механизмов, устройств, оборудования, которые не используются постоянно;
14) порядок проведения проверок эффективности системы управления безопасностью и при необходимости ее пересмотра.
Сертификация СУБ ВВТ
В соответствии со ст.34.1 КВВТ судовладелец и эксплуатируемые им суда должны пройти процедуру сертификации с целью получения соответствующих свидетельств.
Эксплуатация судна должна осуществляться судовладельцем, имеющим Документ о соответствии системы управления безопасностью. Документ о соответствии выдается судовладельцу организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов. Срок действия Документа о соответствии – 5 лет .
Судно должно иметь Судовое свидетельство об управлении безопасностью, которое выдается организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов, в подтверждение того, что СУБ, разработанная и внедренная судовладельцем, применяется на судне надлежащим образом. Срок действия Судового свидетельства об управлении безопасностью – 5 лет с подтверждением после проведения между вторым и третьим годами его действия.
Проверка СУБ
Проверка СУБ судовладельца осуществляется по заявке судовладельца. Организация, уполномоченная на классификацию и освидетельствование судов, при проверке СУБ:
-
осуществляет посещение судовладельца экспертом, во время которого эксперт проверяет применение СУБ, включая проверку знаний работниками судовладельца, осуществляющими управление эксплуатацией судов, своих инструкций по обеспечению безопасной эксплуатации судов и предотвращению загрязнения окружающей среды и действий работников судовладельца в случае возникновения аварийных ситуаций на судне/судах (проведение учебной тревоги аварийного штаба);
- осуществляет посещение судна экспертом, во время которого эксперт проверяет применение системы управления безопасностью на судне, включая проверку знаний СУБ капитаном судна, а также знаний членами экипажа судна своих обязанностей и действий членов экипажа судна в случае возникновения аварийных ситуаций (проведение учебной тревоги), а также, при наличии выявленных при предыдущей проверке СУБ судна несоответствий применения СУБ на судне, их устранение.
Разработка СУБ ВВТ
Учитывая опыт внедрения и поддержания СУБ в судоходных компаниях, мы предлагаем Вам методическую помощь в разработке современного комплекта документации по СУБ на ВВТ с учётом всех последних требований и рекомендаций РФ, в следующем основном составе:
Документация СУБ предусматривает разделение документов на береговой и судовой комплекты:
Наша компания предлагает модульную структуру СУБ. Каждый модуль (раздел), предлагаемый СУБ, содержит требования конкретного параграфа КВВТ. Структура модульной СУБ по КВВТ наглядно представлена на рисунке ниже:
Каждый модуль СУБ также подразделяется на более детальные разделы. Компания ИБИКОН является лидирующей консалтинговой компанией РФ по количеству разработанных СУБ как на морском, так и на водном транспорте.
Компания ИБИКОН предлагает Вам комплексный пакет услуг по разработке, внедрению и сертификации Вашей судоходной компании и Ваших судов в соответствии с требованиями КВВТ по СУБ на ВВТ:
- Разработка документации по СУБ для береговых подразделений и судов;
- Методическая помощь по внедрению системы управления безопасностью судов;
- Обучение и подготовка берегового и судового персонала по вопросам СУБ;
- Подготовка к проверкам и сертификации береговых подразделений (офиса) и судов;
- Программные продукты (программы и мобильное приложение);
- Методическое сопровождение в период проведения проверок и сертификации СУБ;
- Абонентское информационно-консультационное сопровождение (АИКС) по СУБ ВВТ.