
Компания ИБИКОН предлагает Вашему вниманию информацию по менеджменту и сертификации морских автономных или дистанционно управляемых надводных судов.
Под автономным (autonomous) судном понимается самоходное судно, процессы управления которым в зависимости от наличия или отсутствия экипажа на борту судна частично (полуавтономное судно) или полностью (полностью автономное судно) осуществляются в автоматическом режиме.
Международная морская организация (ИМО) определила 4 (четыре) уровня автономии судов.
В настоящее время рабочие группы ИМО осуществляют работу по разработке нормативной базы по автономным судам, включая следующие определения:
Дистанционный оператор (Remote Operator) означает квалифицированное лицо, нанятое или привлеченное для управления некоторыми или всеми функциями МАНС из центра дистанционного управления (ЦДУ).
ЦДУ - Центр дистанционного управления судном (ROC - Remote Operations Centre) - место, отличное от борта управляемого судна, с которого возможно проводить мониторинг и управление всеми функциями МАНС (MASS).
Компания - собственник судна или любая другая организация или лицо, например, управляющий или фрахтователь по бербоут- чартеру, который принял на себя ответственность за эксплуатацию судна от собственника судна и который при этом согласился принять на себя все обязанности и всю ответственность, возложенные МКУБ.
Система управления безопасностью (СУБ) - структурированная и документированная система, позволяющая персоналу Компании эффективно внедрять политику безопасности и охраны окружающей среды.
В соответствии с Международным кодексом управлению безопасностью – МКУБ (ISM Code) традиционная система управления безопасностью – СУБ (Safety Management System - SMS) устанавливает ответственность судоходной компании за внедрение и поддержание политики безопасности на судне, принимая во внимание требования администрации флага. В соответствии с МКУБ Компания должна иметь Документ о соответствии – ДСК (DOC), а каждое судно должно иметь Свидетельство об управлении безопасностью – СвУБ (SMC).
В соответствии с Кодексом МАНС каждое автономное судно должно иметь Свидетельство МАНС (MASS Certificate). Каждый ЦДУ должен иметь Свидетельство МАНС для ЦДУ (MASS ROC Certificate).
Учитывая тот факт, что нет двух одинаковых компаний и двух одинаковых СУБ, в случае дистанционного управления со стороны ЦДУ (ROC) судами нескольких Компаний, т.е. имеющих разные СУБ, возникают противоречия двух систем менеджмента, включая различные требования администраций флага.
Возникает необходимость в создании нового лица, ответственного за менеджмент дистанционного управления (ROM):
Предлагается ввести новое понятие – компания, ответственная за менеджмент дистанционного управления (Remote Operation Management – ROM):
Данная компания должна будет пройти сертификацию у соответствующих администраций флага судов, подпадающих под менеджмент дистанционного управления (ROM).
В результате будут действовать три системы менеджмента и сертификации:
Представленные выше вопросы, обсуждаются рабочими группами ИМО. Кроме того, разрабатываемый проект Кодекса МАНС (MASS Code) должен документально определить вопросы сертификации.
Ниже представлено содержание проекта Кодекса МАНС:
Необязательную версию кодекса МАНС (non-mandatory MASS Code) планируют опубликовать к маю 2026 года.