
Компания ИБИКОН представляет Вам информацию по Конвенции о безопасной и экологически обоснованной утилизации судов 2009 года - Гонконгская конвенция (Hong Kong Convention - HKC).
Основные международные документы по утилизации судов:
Гонконгская конвенция применяется к судам валовой вместимостью 500 и более, кроме судов, эксплуатируемых только в водах под суверенитетом и юрисдикцией государства флага судна, а также кроме военных и военно-вспомогательных судов, и используемых для государственной некоммерческой службы. Конвенция направлена на обеспечение того, чтобы суда, утилизируемые по истечении срока их эксплуатации, не представляли каких-либо рисков для здоровья и безопасности человека и окружающей среды. Конвенция возлагает ответственность на все заинтересованные стороны, включая судовладельцев, судоверфи, предприятия по утилизации судов, государства флага, государства порта, государства утилизации судна.
Гонконгская конвенция вступает в силу 26 июня 2025 года:
- суда, отправляемые на утилизацию в страны-стороны конвенции, должны будут иметь на борту Перечень опасных материалов - ПОМ (Inventory of Hazardous Materials - IHM);
- предприятия по утилизации судов в странах, присоединившихся к конвенции, уполномоченные компетентными органами, должны будут представить План утилизации для каждого судна, подлежащего утилизации (DASR);
- государства, присоединившиеся в конвенции, должны будут обеспечить соответствие документу находящихся под их юрисдикцией предприятий по утилизации судов.
Перечень опасных материалов должен соответствовать требованиям в/у документов и состоять из 3-х Частей:
Часть I: Материалы, содержащиеся в конструкции судна или оборудовании
Часть II: Отходы, образующиеся в процессе эксплуатации судна
Часть III: Судовые запасы
Учитывая сложность процесса подготовки ПОМ, ИБИКОН рекомендует Вам начать разработку Перечня опасных материалов заблаговременно.
Суда, осуществляющие рейсы под флагом, ратифицировавшим Гонконгскую конвенцию, должны иметь на борту ПОМ (Часть I, II и III) и пройти окончательное освидетельствование, прежде чем им будет выдано Международное свидетельство о готовности к утилизации (International Ready for Recycling Certificate - IRRC). Судно должно быть направлено на утилизацию на предприятие имеющем Документ о разрешении на утилизацию судна (Document of Authorization for Ship Recycling - DASR).
На рисунке ниже показаны обязанности судовладельца и государства флага (или признанной организации, действующей от имени государства флага) в отношении в отношении правил по ПОМ для судов, находящихся в эксплуатации.
На рисунке ниже представлен алгоритм процесса утилизации судов, в котором указаны роли переработчика судна, страны переработчика, судовладельца и государства флага на этапах одобрения и подготовки:
Жизненный цикл судна:
Компания ИБИКОН предлагает Вам разработку Перечня опасных материалов для существующих судов, включая:
- сбор и анализ информации о наличии опасных материалов на судне;
- подготовку плана визуальной проверки/проверки путем отбора проб;
- лабораторные анализы опасных материалов в аккредитованной лаборатории;
- разработку Перечня опасных материалов;
- разработку Процедуры по ведению и обновлению Перечня опасных материалов (ПОМ);
- сопровождение одобрения в РМРС и RINA.