Для речного флота (внутренний водный транспорт) мы предлагаем страхование ответственности судовладельца в соответствии с ФЗ № 131-ФЗ от 28.07.2012 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившего в силу с 1 января 2013 года (ст. 121 КВВТ).
В соответствии с настоящей статьей подлежат страхованию или финансовому обеспечению следующие страховые риски:
1) возникновение ответственности владельца судна за вред, причиненный при столкновении его с другими судами;
2) возникновение ответственности судовладельца за вред, причиненный его судном имуществу третьих лиц в результате утраты (гибели) или повреждения любого имущества (включая плавучее), в том числе инфраструктурам речного порта, морского порта (в случае плавания судна в акватории морского порта), инфраструктуре внутренних водных путей;
3) возникновение ответственности судовладельца за вред, причиненный загрязнением с судна нефтью и другими веществами;
4) возникновение ответственности за убытки, причиненные в связи с подъемом, удалением и утилизацией затонувшего судна, в части обязанности судовладельца, предусмотренной настоящим Кодексом.
Статья 28 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ) предусматривает обязанность судовладельца застраховать принимаемых на работу членов экипажа судна на случай возможного причинения вреда их жизни и здоровью при исполнении ими служебных обязанностей.
Глава XV, КТМ полностью посвящена правилам и порядку заключения договоров морского страхования. Кроме того, в отдельных главах КТМ регламентируются различные виды ответственности собственника и судовладельца, ставшие основой для поименного перечня рисков, покрываемых страховщиком.
В торговом мореплавании всегда существует вероятность причинения судовладельцем материального ущерба третьим лицам, либо стороне по договору.
Кодекс торгового мореплавания РФ (КТМ) предусматривает, что судовладелец обязан застраховать (глава IV, статья 60):
- заработную плату и другие причитающиеся членам экипажа судна суммы, в том числе расходы на репатриацию;
- жизнь и здоровье членов экипажа судна при исполнении ими трудовых обязанностей.
Помимо этого, судовладелец также обязан осуществить страхование или предоставить иное финансовое обеспечение для покрытия следующих видов ответственности:
- за ущерб от загрязнения нефтью с судов, если на судне перевозится наливом более 2000 тонн нефти в качестве груза (глава XVIII КТМ);
- за ущерб, причиненный в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ (глава XIX КТМ);
- за ущерб от загрязнения бункерным топливом (глава XIX.1 КТМ) – это обязательство применимо только для судов валовой вместимостью более 1000 тонн.
В соответствии с Главой VII КТМ собственник судна по требованию капитана порта обязан поднять затонувшее имущество и при необходимости удалить или уничтожить его в случаях, если затонувшее имущество создает угрозу безопасности мореплавания или причинения ущерба морской среде загрязнением, либо препятствует осуществлению промысла водных биологических ресурсов, деятельности порта и проводимым в нем работам
Глава VIII, КТМ предусматривает ответственность перевозчика за утрату или повреждение принятого для перевозки груза, либо за просрочку его доставки.
Глава IX, КТМ предусматривает ответственность перевозчика за смерть пассажира и повреждение его здоровья, а также за утрату и повреждение багажа пассажира, произошедшие во время морской перевозки по вине перевозчика
Глава XVII, КТМ регламентирует правоотношения сторон и порядок возмещение убытков от столкновения судов.