Компания ИБИКОН предлагает Вашему вниманию информацию по методам оценки рисков в СУБ.
Всей деятельности судоходной организации соответствует риск. Менеджмент риска помогает в принятии решений в условиях неопределенности и возможности возникновения событий или обстоятельств (плановых и непредвиденных), воздействующих на достижение целей СУБ.
Оценка риска (risk assessment) является частью процесса менеджмента риска (risk management) и представляет собой структурированный процесс, в рамках которого идентифицируют способы достижения поставленных целей, проводят анализ последствий и вероятности возникновения опасных событий для принятия решения о необходимости обработки риска.
Оценка риска — процесс, объединяющий идентификацию, анализ и сравнительную оценку риска.
Оценка риска позволяет ответить на следующие основные вопросы:
- какие события могут произойти и их причина (идентификация опасных событий);
- каковы последствия этих событий;
- какова вероятность их возникновения;
- какие факторы могут сократить неблагоприятные последствия или уменьшить вероятность возникновения опасных ситуаций.
Оценка риска может быть выполнена с различной степенью глубины и детализации с использованием одного или нескольких методов разного уровня сложности.
Метод оценки риска - "галстук-бабочка" (Bow tie) представляет собой схематический способ описания и анализа пути развития опасного события (аварийной ситуации) от причин до последствий. Данный метод сочетает исследование причин события с помощью дерева неисправностей (до аварии) и анализ последствий с помощью дерева событий (после аварии). Однако основное внимание метода "галстук-бабочка" сфокусировано на барьерах между причинами (меры контроля) и опасными событиями и опасными событиями и последствиями (меры по ликвидации).
Диаграммы "галстук-бабочка" могут быть построены на основе выявленных неисправностей и деревьев событий, но чаще их строят непосредственно в процессе проведения мозгового штурма.
Метод оценки риска на основе анализа "галстук-бабочка" используют для исследования риска на основе демонстрации диапазона возможных причин и последствий. Метод следует применять в ситуации, когда сложно провести полный анализ дерева неисправностей или когда исследование в большей мере направлено на создание барьеров или средств управления для каждого пути отказа.