Всемирный день моря отмечается ежегодно в последнюю неделю сентября. Каждая страна в отдельности может выбрать любую дату, в 2023 году официальные мероприятия Международной морской организации (ИМО) назначены на 28 сентября.
Тема Всемирного дня моря на 2023 год "Конвенция МАРПОЛ – 50 лет верным курсом"
Обращение Генерального секретаря ИМО Китака Лима:
Сегодня судоходство обслуживает более 80% мировой торговли и перевозит миллионы пассажиров в пункты назначения по всему миру. Морские перевозки остаются самым безопасным и энергоэффективным видом транспорта. Судоходство является важнейшим элементом глобальной цепи поставок. Даже в период неопределенности это остаётся непреложным фактом.
Международная морская организация (ИМО) выполняет роль глобального регулятора судоходства, обеспечивая безопасность и экологическую устойчивость морских грузоперевозок.
Курс на экологически рациональное судоходство был взят более 50 лет назад. Это произошло тогда, когда мир признал необходимость защиты нашей планеты и, в частности, морской среды от всех источников загрязнения. Мощным стимулом к действию стал ряд аварий, связанных с загрязнением морской среды.
В этих условиях ИМО решила заключить договор о предотвращении загрязнения морской среды судами – Международную конвенцию по предотвращению загрязнения с судов.
Государства – члены ИМО постепенно расширили сферу действия Конвенции МАРПОЛ, включив в нее, помимо аварийных и эксплуатационных разливов нефти из танкеров, вопросы предотвращения загрязнения химическими веществами, перевозимыми наливом, опасными грузами в упаковке, сточными водами и мусором и, наконец, требования по предотвращению загрязнения воздушной среды с судов.
В этом году мы отмечаем 50-летие этого эпохального экологического договора.
В ознаменование этого юбилея была выбрана тема Всемирного дня моря на 2023 год – "Конвенция МАРПОЛ – 50 лет верным курсом".
На протяжении прошедших десятилетий Конвенция МАРПОЛ постоянно совершенствовалась, вбирая в себя накопленный опыт и реагируя на новые вызовы, такие как необходимость борьбы с изменением климата и адаптации к новым технологиям.
Мы регулярно вносим улучшения в предусмотренные ею правила, стремясь обеспечить устойчивое будущее и усилить защиту нашей планеты и океана.
Конвенция МАРПОЛ оказала положительное воздействие на морскую среду. Она изменила подходы к проектированию и эксплуатации судов – таких, например, как это судно. За последние 50 лет количество разливов нефти снизилось более чем на 90% благодаря реализации Конвенции и других целенаправленных инициатив.
Благодаря Конвенции МАРПОЛ сброс пластикового мусора в море запрещен, а эксплуатационные отходы, такие как мусор и сточные воды, не могут просто сбрасываться в море и являются объектом очень строгого регулирования.
В результате принятия правил предотвращения загрязнения воздушной среды также весьма значительно сократились выбросы окислов серы с судов.
В последнее время наши усилия направлены на стимулирование декарбонизации судоходства в целях поддержки глобальной борьбы с изменением климата.
Сегодня, когда мы отмечаем 50-летие Конвенции МАРПОЛ, я приглашаю все заинтересованные стороны к продолжению диалога о следующем этапе работы ИМО по повышению устойчивости судоходства и защите нашей планеты и океанов.
Судоходная отрасль не стоит на месте. Судоходству предстоит обеспечить декарбонизацию, осуществить цифровизацию и внедрить инновационные технологии, в том числе в сфере автоматизации, не забывая о том, что в центре технологического и "зелёного" перехода должен оставаться человек, что станет залогом устойчивого развития планеты на благо будущих поколений.
Конвенция МАРПОЛ изменила судоходство и состояние мирового океана к лучшему, и в предстоящие 50 лет этот процесс, несомненно, продолжится.