
Компания ИБИКОН предлагает Вашему вниманию информацию о морском едином окне (МЕО). Международная морская организация (IMO) одобрила поправки к Конвенции по облегчению международного морского судоходства (FAL), согласно которым с 1 января 2024 года единое морское окно для электронного обмена данными станет обязательным во всех портах мира.
Согласно поправкам к приложению к Конвенции FAL, государственные органы будут обязаны внедрить, поддерживать и использовать системы единого морского окна для электронного обмена информацией, необходимой для оформления прихода, стоянки и отхода судов в портах.
МЕО или Морское Единое Окно (MSW - Maritime Single Window) можно определить как среду универсального обслуживания, которая охватывает морские и портовые административные процедуры, такие как декларация о заходе/выходе из порта, уведомление по охране, а также деловую информацию о заходе в порт и другую соответствующую информацию, которой обмениваются участники захода в порт.
Концептуальное изображение, показывающее возможные взаимосвязи каждого отдельного окна, описано на рисунке ниже:
На рисунке ниже показаны некоторые из основных бизнес-процессов и заинтересованных сторон в торговле и транспорте. Высшим уровнем, определяющим весь процесс, является международная торговля (International trade). Это создает потребность в транспортировке (Transportation), которая во многих случаях обеспечивается поставщиками транспортных услуг (Transport service providers), например экспедиторами Во время транспортировки на судне также возникают эксплуатационные вопросы (Ship operations), которые необходимо решать между сторонами, участвующими в транспортной операции.
Требования к отчетности и, следовательно, использование "единого окна" будут зависеть от того, где находится судно или груз во время рейса. На рисунке ниже показаны некоторые этапы, которые могут быть использованы в качестве ориентира для составления отчетности:
Условные обозначения:
Исходная точка прохождения (Passing baseline): место, где судно входит в национальные воды, обычно с некоторыми требованиями к отчетности для береговой охраны, ВМФ или полиции;
Окончание морского перехода (End of Sea Passage - EOSP): обычно используется в транспортных контрактах, когда судно снижает скорость перехода;
Взятие лоцмана (Pilot pick-up): часто в точке EOSP;
Вход/ Выход в зону отчетности судна/ район СДС (Enter/leave ship reporting area/VTS area);
Полный вперед при прохождении (Full Ahead on Passage - FAOP): с чего начинается транзит в следующий порт.
На рисунке ниже показано более подробное представление групп пользователей, участвующих в оформлении судна:
Цвет ячеек верхнего уровня указывает на то, обрабатывает ли группа исключительно участников морского транспорта (желтый: морской (nautical), инспекция (ship inspection), порт (port)) или для нескольких видов транспорта (оранжевый: терминал (terminal), импорт/экспорт (import/export), иммиграция (immigration)). При этом, группы порт и терминал принадлежат к обеим областям. Это связано с тем, что терминал (или, в некоторых случаях, порт) также должен быть связан с внутренним транспортом, например, автомобильным, железнодорожным или внутренним водным путем.
Зеленые стрелки показывают потоки данных, которые обычно передаются задолго до прихода в порт, в то время как сиреневые стрелки показывают потоки, которые передаются ближе к приходу или даже после него.
В таблице ниже приведены некоторые примеры заинтересованных сторон, которые могут быть отнесены к определенным группам. Реальные заинтересованные стороны могут иметь в различных странах разные названия и функции и даже в разных портах, но представленный здесь список является относительно общим:
Группа Group |
Функция Function |
Пример Example |
Морская Nautical |
Охрана |
ВМФ (доклады по ОСПС, уведомления) Navy (ISPS reports, arrival notifications) |
Безопасность Safety |
Береговая охрана (береговая охрана (уведомления о приходе, прохождение базовой линии)) Coastguard (arrival notifications, passing baseline) СДС, лоцман, зона сообщения о судне (уведомления о прибытии) VTS, pilot, ship reporting area (arrival notifications) |
|
Окружающая среда Environment |
Береговая охрана (декларация об опасных грузах, отчёты о балластных водах) Coastguard (dangerous goods manifest, ballast water reports) |
|
Платежи Payments |
Сборы за фарватер, лоцманские сборы Fairway fees, pilot fees |
|
Операции Operations |
СДС, лоцман (уведомления о прибытии) VTS, pilot (arrival notification) |
|
Инспекция Ship Inspection |
Охрана |
Государство портового контроля (документы ОСПС) Port State Control (ISPS documents) |
Безопасность Safety |
Государство портового контроля (свидетельства) Port State Control (certificates) |
|
Окружающая среда Environment |
Государство портового контроля (отходы и нефтяные операции) Port State control (waste and oil records) |
|
Другие Other |
МОТ (контракты) ILO (contracts) |
|
Порт/ Терминал Port/terminal |
Охрана |
Офицер порта по охране (доклады по ОСПС) Port security officer (ISPS reports) |
Безопасность Safety |
Офицер по безопасности (декларация об опасных грузах, нотис о приходе) Safety officer (dangerous goods manifest, arrival notification) |
|
Окружающая среда Environment |
Офицер по безопасности (отходы, балластные воды) Safety officer (waste reports, ballast water reports) |
|
Платежи Payments |
Портовые/терминальные сборы Port/terminal fees |
|
Операции Operations |
Уведомления о приходе/отходе Arrival/departure notifications |
|
Груз Cargo |
Оформление груза, грузовая декларация Clearance status for cargo, cargo manifest |
|
Импорт/ Экспорт Import/ export |
Охрана |
Декларация о грузе Cargo manifest |
Контрабанда Contraband |
Уведомление о приходе (предыдущие порты), декларация о грузе Arrival notification (previous ports), cargo manifest |
|
Окружающая среда Environment |
Декларация о грузе, ветеринарные, санитарные, другие свидетельства Cargo manifest, veterinary, health, other certificates |
|
Платежи Payments |
Таможенные сборы Customs dues |
|
Иммиграционный Immigration |
Охрана |
Судовая роль, список пассажиров Crew list, passenger list |
На рисунке ниже показаны информационные потоки, которые происходят внутри МЕО, такие как:
- представление информации судоходной отраслью (например, капитаном судна или агентом) и получение решений от портовых властей; и
- распространение полученной информации среди органов власти и представление их решений судоходной отрасли.
Внедрение МЕО должно способствовать достижению следующих целей:
.1 повысить эффективность процессов отчетности и таможенного оформления, а также морской торговли;
.2 обеспечить максимальную гармонизацию и стандартизацию, по крайней мере, между портами на национальном уровне; и
.3 свести к минимуму административные барьеры и нагрузку в судоходстве.