Санкт-Петербург
Адрес:
Россия, 190020, г.Санкт-Петербург, ул.Бумажная, д.18, БЦ "Портал"
Почта:
Пн-Пт с 9:00 до 18:00
Перезвоните мне
Ежедневно
на связи в:
01
Со знанием дела
Более 20 лет опыта, специалисты компании работали в российских и международных организациях морской индустрии.
02
Сотни партнеров
Доверили нам десятки тысяч проектов в России и по всему миру. Минимизируем риск судовых операций и повышаем безопасность судоходства.
03
Гарантия качества
Предоставляем услуги высочайшего качества и гарантируем конечный результат в рамках нашей системы менеджмента качества.
НАши преимущества
  • 1
    10000 выполненных проектов высочайшего качества
  • 2
    Оптимальные сроки выполнения работ от 4 часов
  • 3
    20-и летний опыт и высокая квалификация и компетенция наших экспертов
  • 4
    Готовые решения для судоходства "под ключ"
  • 5
    Более 500 судоходных организаций из 200 регионов

Добавьте наш сайт
на Ваше устройство
Подпишитесь на рассылку
push-уведомлений
Подписаться

Морские автономные или дистанционно управляемые надводные суда (МАНС)

« Назад

Морские автономные или дистанционно управляемые надводные суда (МАНС) 03.07.2023 00:00

Компания ИБИКОН предлагает Вашему вниманию информацию по морским автономным или дистанционно  управляемым надводным судам (МАНС).

Государственная Дума РФ приняла в третьем чтении законопроект, которым предполагается правовое регулирование автономного судоходства и уточнение понятий, связанных с автономным судном. 

КТМ РФ и КВВТ РФ дополняются определением автономного судна 2 (двух) видов:

Под автономным судном понимается самоходное судно, процессы управления которым в зависимости от наличия или отсутствия экипажа на борту судна частично (полуавтономное судно) или полностью (полностью автономное судно) осуществляются в автоматическом режиме.

Под полуавтономным судном понимается судно с экипажем на борту, способное осуществлять плавание без непрерывного несения ходовой вахты экипажем. 

Под полностью автономным судном понимается судно, способное осуществлять плавание без экипажа на борту.

КТМ-КВВТ-МАНС

Международная морская организация (ИМО) определила 4 (четыре) уровня автономии судов:

Первый уровень (МАНС 1.0): судно с автоматизированными процессами и поддержкой принятия решений с экипажем на борту:моряки присутствуют на борту для приведения в действие и контроля бортовых систем и функций. Некоторые операции могут быть автоматизированы и могут осуществляться в течение некоторого времени без контроля со стороны оператора при том, что на борту находятся моряки, готовые взять управление под свой контроль.

Второй уровень (МАНС 2.0): дистанционно управляемое судно с экипажем на борту: судно контролируется и управляется из другого места. При этом на борту судна остаются моряки, которые могут взять на себя контроль за бортовыми системами и функциями и управление ими.

Третий уровень (МАНС 3.0): дистанционно управляемое судно без экипажа на борту: судно контролируется и управляется из другого места. Моряков на борту нет.

Четвертый уровень (МАНС 4.0): полностью автономное судно: бортовая система управления операциями судна способна самостоятельно принимать решения и определять порядок действий.

МАНС-MASS-new

Уровень МАНС 01 - это низкая степень автономности с продвинутыми системами поддержки принятия решений на борту, тогда как Уровень МАНС 04 — это полностью автономные суда, способные самостоятельно принимать решения. Уровни МАНС 02 и МАНС 03 – это полуавтономные суда, управляемые центром дистанционного управления, первые с сокращенным экипажем, а вторые без экипажа на борту.

Российским морским регистром судоходства (РМРС) введены следующие определения: 

Автономное управление - режим управления судном, системами и техническими средствами судна без участия человека.
Автономное судно (автономно управляемое судно) - судно, … которое управляется без участия человека, следуя рейсовому заданию.
Дистанционное управление - режим управления судном, его системами и техническими средствами судна с места отличного от борта этого судна.
Дистанционно управляемое судно - судно, которое на всех уровнях управляется из центра дистанционного управления (ЦДУ).

Для категоризации дистанционно и автономно управляемых надводных судов вводится составное обозначение, характеризующее возможность управления судном в открытом море и при движении в стесненных условиях: узкостях, местах швартовки, в портах: <в море> <в стесненных условиях>.
При движении судна в море: MС, MСDS, RCMC, RC, AС и при движении в стесненных условиях: MС, MСDS, RCMC, RC, AС. Пояснения для составных обозначений приведены ниже в таблице:

РМРС-2

Примеры составного обозначения категории судна:

АС-МС (АС - автономное при движении в море и МС - ручное управление при проходе узкостей и при входе в порт), или
RCMC-MСDS (RCMC - дистанционное управление с возможностью перехода на ручное при движении в море и MСDS - ручное управление с поддержкой принятия решения при проходе узкостей и при входе в порт).

РМРС-3-sm

Существует ещё несколько классификаций, например, DNV, LR, BV, которые отличаются от ранее представленных:

DNV-LR-BV

Что касается возможных применений МАНС, то наиболее актуальные связаны с каботажным судоходством, арктическими морскими путями и проводкой колонн судов (платунинг от англ. platooning).

В настоящее время и в ближайшем будущем Уровень МАНС 02 является наиболее целесообразным, особенно на коротких региональных маршрутах с использованием небольших судов.

Ответственность за управление автономным судном возлагается на экипаж судна (при его наличии) в соответствии с распределением функций между членами экипажа автономного судна. В целом же ответственность за безопасное управление автономным судном может быть возложена на судовладельца, у которого должны быть специалисты, компетентные в области управления автономными судами. Такие специалисты находятся вне управляемого ими автономного судна (на берегу, или на др. судне), но должны иметь все необходимые инструменты технического и организационного характера для управления судном.

МАНС, несомненно, повысит безопасность мореплавания в океанах, но и риски кибербезопасности значительно возрастут. Навигационные системы, за которыми следуют удалённые центры управления и береговые офисы управления, наиболее уязвимы для киберугроз. На уровне подсистем наиболее уязвимы глобальные навигационные спутниковые системы (ГНСС), Электронная картографическая и информационная система (ЭКНИС), устройства связи, Автоматическая идентификационная система (АИС) и фишинговые электронные письма.

Дальнейшее развитие сегмента неизбежно с обязательным развитием инфраструктуры в портах по обслуживанию новых потребностей в представительстве судовладельца и грузоотправителя, обеспечении безопасных грузовых операций, создании системы технического обслуживания.

Риски для страхования МАНС повышаются. Есть вероятность сильного сужения страхового покрытия МАНС по сравнению с обычными судами.

С внедрением беспилотного судоходства, помимо решений чисто технического характера, возникает необходимость глубокого пересмотра нормативно-правовой базы, как международной, так и национальной.

2023-051-3-sm


Новости
2610.24

Компания ИБИКОН предлагает Вашему вниманию информацию по новым требованиям ЕС в отношении Планов мониторинга (EU MRV) и требований системы торговли выбросами (EU-ETS).

2010.24

Компания ИБИКОН представляет Вам информацию о новых требованиях к особым районам в соответствии с Приложениями I и V, МК МАРПОЛ.

1210.24
Компания ИБИКОН представляет Вам информацию о требованиях к разработке и составлению технологических карт на производство судовых работ.
1010.24

Компания ИБИКОН разработала новый плакат по транспортной безопасности (антидрон)

0610.24
Компания ИБИКОН представляет Вам информацию о международных требованиях в отношении балластных вод.
Оставить заявку
Оставьте заявку и с вами свяжется наш специалист
Наш адрес
Россия, 190020, г.Санкт-Петербург, ул.Бумажная, д.18, БЦ "Портал"
Яндекс.Метрика
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить