Санкт-Петербург
Адрес:
Россия, 190020, г.Санкт-Петербург, ул.Бумажная, д.18, БЦ "Портал"
Почта:
Пн-Пт с 9:00 до 18:00
Перезвоните мне
Ежедневно
на связи в:
01
Со знанием дела
Более 20 лет опыта, специалисты компании работали в российских и международных организациях морской индустрии.
02
Сотни партнеров
Доверили нам десятки тысяч проектов в России и по всему миру. Минимизируем риск судовых операций и повышаем безопасность судоходства.
03
Гарантия качества
Предоставляем услуги высочайшего качества и гарантируем конечный результат в рамках нашей системы менеджмента качества.
НАши преимущества
  • 1
    10000 выполненных проектов высочайшего качества
  • 2
    Оптимальные сроки выполнения работ от 4 часов
  • 3
    20-и летний опыт и высокая квалификация и компетенция наших экспертов
  • 4
    Готовые решения для судоходства "под ключ"
  • 5
    Более 500 судоходных организаций из 200 регионов

Добавьте наш сайт
на Ваше устройство
Подпишитесь на рассылку
push-уведомлений
Подписаться

Морские автономные или дистанционно управляемые надводные суда (МАНС)

« Назад

Морские автономные или дистанционно управляемые надводные суда (МАНС) 03.07.2023 00:00

Компания ИБИКОН предлагает Вашему вниманию информацию по морским автономным или дистанционно  управляемым надводным судам (МАНС).

Государственная Дума РФ приняла в третьем чтении законопроект, которым предполагается правовое регулирование автономного судоходства и уточнение понятий, связанных с автономным судном. 

КТМ РФ и КВВТ РФ дополняются определением автономного судна 2 (двух) видов:

Под автономным судном понимается самоходное судно, процессы управления которым в зависимости от наличия или отсутствия экипажа на борту судна частично (полуавтономное судно) или полностью (полностью автономное судно) осуществляются в автоматическом режиме.

Под полуавтономным судном понимается судно с экипажем на борту, способное осуществлять плавание без непрерывного несения ходовой вахты экипажем. 

Под полностью автономным судном понимается судно, способное осуществлять плавание без экипажа на борту.

КТМ-КВВТ-МАНС

Международная морская организация (ИМО) определила 4 (четыре) уровня автономии судов:

Первый уровень (МАНС 1.0): судно с автоматизированными процессами и поддержкой принятия решений с экипажем на борту:моряки присутствуют на борту для приведения в действие и контроля бортовых систем и функций. Некоторые операции могут быть автоматизированы и могут осуществляться в течение некоторого времени без контроля со стороны оператора при том, что на борту находятся моряки, готовые взять управление под свой контроль.

Второй уровень (МАНС 2.0): дистанционно управляемое судно с экипажем на борту: судно контролируется и управляется из другого места. При этом на борту судна остаются моряки, которые могут взять на себя контроль за бортовыми системами и функциями и управление ими.

Третий уровень (МАНС 3.0): дистанционно управляемое судно без экипажа на борту: судно контролируется и управляется из другого места. Моряков на борту нет.

Четвертый уровень (МАНС 4.0): полностью автономное судно: бортовая система управления операциями судна способна самостоятельно принимать решения и определять порядок действий.

МАНС-MASS-new

Уровень МАНС 01 - это низкая степень автономности с продвинутыми системами поддержки принятия решений на борту, тогда как Уровень МАНС 04 — это полностью автономные суда, способные самостоятельно принимать решения. Уровни МАНС 02 и МАНС 03 – это полуавтономные суда, управляемые центром дистанционного управления, первые с сокращенным экипажем, а вторые без экипажа на борту.

Российским морским регистром судоходства (РМРС) введены следующие определения: 

Автономное управление - режим управления судном, системами и техническими средствами судна без участия человека.
Автономное судно (автономно управляемое судно) - судно, … которое управляется без участия человека, следуя рейсовому заданию.
Дистанционное управление - режим управления судном, его системами и техническими средствами судна с места отличного от борта этого судна.
Дистанционно управляемое судно - судно, которое на всех уровнях управляется из центра дистанционного управления (ЦДУ).

Для категоризации дистанционно и автономно управляемых надводных судов вводится составное обозначение, характеризующее возможность управления судном в открытом море и при движении в стесненных условиях: узкостях, местах швартовки, в портах: <в море> <в стесненных условиях>.
При движении судна в море: MС, MСDS, RCMC, RC, AС и при движении в стесненных условиях: MС, MСDS, RCMC, RC, AС. Пояснения для составных обозначений приведены ниже в таблице:

РМРС-2

Примеры составного обозначения категории судна:

АС-МС (АС - автономное при движении в море и МС - ручное управление при проходе узкостей и при входе в порт), или
RCMC-MСDS (RCMC - дистанционное управление с возможностью перехода на ручное при движении в море и MСDS - ручное управление с поддержкой принятия решения при проходе узкостей и при входе в порт).

РМРС-3-sm

Существует ещё несколько классификаций, например, DNV, LR, BV, которые отличаются от ранее представленных:

DNV-LR-BV

Что касается возможных применений МАНС, то наиболее актуальные связаны с каботажным судоходством, арктическими морскими путями и проводкой колонн судов (платунинг от англ. platooning).

В настоящее время и в ближайшем будущем Уровень МАНС 02 является наиболее целесообразным, особенно на коротких региональных маршрутах с использованием небольших судов.

Ответственность за управление автономным судном возлагается на экипаж судна (при его наличии) в соответствии с распределением функций между членами экипажа автономного судна. В целом же ответственность за безопасное управление автономным судном может быть возложена на судовладельца, у которого должны быть специалисты, компетентные в области управления автономными судами. Такие специалисты находятся вне управляемого ими автономного судна (на берегу, или на др. судне), но должны иметь все необходимые инструменты технического и организационного характера для управления судном.

МАНС, несомненно, повысит безопасность мореплавания в океанах, но и риски кибербезопасности значительно возрастут. Навигационные системы, за которыми следуют удалённые центры управления и береговые офисы управления, наиболее уязвимы для киберугроз. На уровне подсистем наиболее уязвимы глобальные навигационные спутниковые системы (ГНСС), Электронная картографическая и информационная система (ЭКНИС), устройства связи, Автоматическая идентификационная система (АИС) и фишинговые электронные письма.

Дальнейшее развитие сегмента неизбежно с обязательным развитием инфраструктуры в портах по обслуживанию новых потребностей в представительстве судовладельца и грузоотправителя, обеспечении безопасных грузовых операций, создании системы технического обслуживания.

Риски для страхования МАНС повышаются. Есть вероятность сильного сужения страхового покрытия МАНС по сравнению с обычными судами.

С внедрением беспилотного судоходства, помимо решений чисто технического характера, возникает необходимость глубокого пересмотра нормативно-правовой базы, как международной, так и национальной.

2023-051-3-sm


Новости
1802.25

Программный комплекс Флот Менеджмент получил Свидетельство о типовом одобрении программного обеспечения по форме 6.8.5 (Type Approval Certificate for Software).

1502.25

Компания ИБИКОН предлагает Вашему вниманию информацию по практике проверке судов со стороны Государства портового контроля - ГПК (Port State Control - PSC) в отношении выбросов парниковых газов (ПГ).

0702.25

Компания ИБИКОН предлагает Вашему вниманию информацию по новым судовым плакатам.

3101.25

Компания ИБИКОН предлагает Вашему вниманию информацию по новой версии контракта на дистанционное управление или управление полностью автономных судов (AUTOSHIPMAN).

2501.25

Компания ИБИКОН предлагает Вашему вниманию информацию по Концентрированной инспекционной кампании (КИК) МАКО.

Оставить заявку
Оставьте заявку и с вами свяжется наш специалист
Наш адрес
Россия, 190020, г.Санкт-Петербург, ул.Бумажная, д.18, БЦ "Портал"
Яндекс.Метрика
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить