Компания ИБИКОН предлагает Вашему вниманию информацию по морским автономным или дистанционно управляемым надводным судам (МАНС).
Государственная Дума РФ приняла в третьем чтении законопроект, которым предполагается правовое регулирование автономного судоходства и уточнение понятий, связанных с автономным судном.
КТМ РФ и КВВТ РФ дополняются определением автономного судна 2 (двух) видов:
Под автономным судном понимается самоходное судно, процессы управления которым в зависимости от наличия или отсутствия экипажа на борту судна частично (полуавтономное судно) или полностью (полностью автономное судно) осуществляются в автоматическом режиме.
Под полуавтономным судном понимается судно с экипажем на борту, способное осуществлять плавание без непрерывного несения ходовой вахты экипажем.
Под полностью автономным судном понимается судно, способное осуществлять плавание без экипажа на борту.
Международная морская организация (ИМО) определила 4 (четыре) уровня автономии судов:
Первый уровень (МАНС 1.0): судно с автоматизированными процессами и поддержкой принятия решений с экипажем на борту:моряки присутствуют на борту для приведения в действие и контроля бортовых систем и функций. Некоторые операции могут быть автоматизированы и могут осуществляться в течение некоторого времени без контроля со стороны оператора при том, что на борту находятся моряки, готовые взять управление под свой контроль.
Второй уровень (МАНС 2.0): дистанционно управляемое судно с экипажем на борту: судно контролируется и управляется из другого места. При этом на борту судна остаются моряки, которые могут взять на себя контроль за бортовыми системами и функциями и управление ими.
Третий уровень (МАНС 3.0): дистанционно управляемое судно без экипажа на борту: судно контролируется и управляется из другого места. Моряков на борту нет.
Четвертый уровень (МАНС 4.0): полностью автономное судно: бортовая система управления операциями судна способна самостоятельно принимать решения и определять порядок действий.
Уровень МАНС 01 - это низкая степень автономности с продвинутыми системами поддержки принятия решений на борту, тогда как Уровень МАНС 04 — это полностью автономные суда, способные самостоятельно принимать решения. Уровни МАНС 02 и МАНС 03 – это полуавтономные суда, управляемые центром дистанционного управления, первые с сокращенным экипажем, а вторые без экипажа на борту.
Российским морским регистром судоходства (РМРС) введены следующие определения:
Автономное управление - режим управления судном, системами и техническими средствами судна без участия человека.
Автономное судно (автономно управляемое судно) - судно, … которое управляется без участия человека, следуя рейсовому заданию.
Дистанционное управление - режим управления судном, его системами и техническими средствами судна с места отличного от борта этого судна.
Дистанционно управляемое судно - судно, которое на всех уровнях управляется из центра дистанционного управления (ЦДУ).
Для категоризации дистанционно и автономно управляемых надводных судов вводится составное обозначение, характеризующее возможность управления судном в открытом море и при движении в стесненных условиях: узкостях, местах швартовки, в портах: <в море> <в стесненных условиях>.
При движении судна в море: MС, MСDS, RCMC, RC, AС и при движении в стесненных условиях: MС, MСDS, RCMC, RC, AС. Пояснения для составных обозначений приведены ниже в таблице:
Примеры составного обозначения категории судна:
АС-МС (АС - автономное при движении в море и МС - ручное управление при проходе узкостей и при входе в порт), или
RCMC-MСDS (RCMC - дистанционное управление с возможностью перехода на ручное при движении в море и MСDS - ручное управление с поддержкой принятия решения при проходе узкостей и при входе в порт).
Существует ещё несколько классификаций, например, DNV, LR, BV, которые отличаются от ранее представленных:
Что касается возможных применений МАНС, то наиболее актуальные связаны с каботажным судоходством, арктическими морскими путями и проводкой колонн судов (платунинг от англ. platooning).
В настоящее время и в ближайшем будущем Уровень МАНС 02 является наиболее целесообразным, особенно на коротких региональных маршрутах с использованием небольших судов.
Ответственность за управление автономным судном возлагается на экипаж судна (при его наличии) в соответствии с распределением функций между членами экипажа автономного судна. В целом же ответственность за безопасное управление автономным судном может быть возложена на судовладельца, у которого должны быть специалисты, компетентные в области управления автономными судами. Такие специалисты находятся вне управляемого ими автономного судна (на берегу, или на др. судне), но должны иметь все необходимые инструменты технического и организационного характера для управления судном.
МАНС, несомненно, повысит безопасность мореплавания в океанах, но и риски кибербезопасности значительно возрастут. Навигационные системы, за которыми следуют удалённые центры управления и береговые офисы управления, наиболее уязвимы для киберугроз. На уровне подсистем наиболее уязвимы глобальные навигационные спутниковые системы (ГНСС), Электронная картографическая и информационная система (ЭКНИС), устройства связи, Автоматическая идентификационная система (АИС) и фишинговые электронные письма.
Дальнейшее развитие сегмента неизбежно с обязательным развитием инфраструктуры в портах по обслуживанию новых потребностей в представительстве судовладельца и грузоотправителя, обеспечении безопасных грузовых операций, создании системы технического обслуживания.
Риски для страхования МАНС повышаются. Есть вероятность сильного сужения страхового покрытия МАНС по сравнению с обычными судами.
С внедрением беспилотного судоходства, помимо решений чисто технического характера, возникает необходимость глубокого пересмотра нормативно-правовой базы, как международной, так и национальной.