
Компания ИБИКОН предлагает Вашему вниманию информацию по новой версии контракта на дистанционное управление или управление полностью автономных судов (AUTOSHIPMAN).
Комитет по документам БИМКО (BIMCO - Baltic and International Maritime Council) принял соглашение AUTOSHIPMAN в ответ на растущее число автономных судов.
В настоящее время Морские автономные или дистанционно управляемые надводные суда - МАНС (Maritime Autonomous Surface Ships - MASS) используются в основном на внутренних водных путях и в прибрежных водах, но область применения автономных судов постоянно растет.
Стандартное соглашение AUTOSHIPMAN было разработано на основе широко распространенного соглашения SHIPMAN, которое регулирует коммерческие услуги и обеспечивает основу для ответственности и полномочий собственника судна и менеджера.
Международная морская организация (ИМО) определила 4 (четыре) уровня автономии судов:
Первый уровень (МАНС 1.0): судно с автоматизированными процессами и поддержкой принятия решений с экипажем на борту: моряки присутствуют на борту для приведения в действие и контроля бортовых систем и функций. Некоторые операции могут быть автоматизированы и могут осуществляться в течение некоторого времени без контроля со стороны оператора при том, что на борту находятся моряки, готовые взять управление под свой контроль.
Второй уровень (МАНС 2.0): дистанционно управляемое судно с экипажем на борту: судно контролируется и управляется из другого места. При этом на борту судна остаются моряки, которые могут взять на себя контроль за бортовыми системами и функциями и управление ими.
Третий уровень (МАНС 3.0): дистанционно управляемое судно без экипажа на борту: судно контролируется и управляется из другого места. Моряков на борту нет.
Четвертый уровень (МАНС 4.0): полностью автономное судно: бортовая система управления операциями судна способна самостоятельно принимать решения и определять порядок действий.
Одной из ключевых особенностей AUTOSHIPMAN является гибкость, позволяющая судам менять режимы работы даже во время рейса. Гибкость соглашения необходима, так как в соответствии с международным морским законодательством автономные суда могут быть частично или полностью укомплектованы экипажем при прохождении через территориальные воды той или иной юрисдикции или при заходе в порт.
Утверждение проформы AUTOSHIPMAN является важной вехой в эволюции морского права и операций. AUTOSHIPMAN отражает признание отраслью трансформационного потенциала автономных судов и необходимость адаптивных рамок для их интеграции.