
Компания ИБИКОН представляет Вам информацию о технологиях по повышению энергоэффективности на морском транспорте.
Декарбонизация морского транспорта - серьёзны вызов нашего времени, и перед нами лежит огромный океан, полный рисков и неопределенности. Задача сложная, но судоходство всегда привлекало пионеров и искателей приключений, готовых сочетать храбрость духа с изобретательностью и инновациями.
Несмотря на то, что путь судоходства к декарбонизации обещает быть долгим и трудным, цели уже определены, и путешествие началось. Международная морская организация (IMO) согласовала ряд амбициозных целей, включая полную декарбонизацию к 2050 году.
Согласно существующей практике изучения потенциала энергоэффективности, до 16% выбросов от судоходства можно сократить за счет снижения потерь энергии на борту с помощью технических мер по повышению энергоэффективности, что позволит сэкономить 40 млн. тонн топлива и 120 млн. тонн выбросов CO2. Это эквивалентно эксплуатации 55.000 самых маленьких судов (менее 400 GT) или 2.500 самых больших судов на углеродно-нейтральном топливе.
Существует значительный потенциал для повышения энергоэффективности судов. Например, эффективность движителя (Prime-mover) может быть повышена за счет утилизации отработанного тепла из выхлопных газов двигателя и охлаждающей воды. Эффективность гребного винта (Propeller Efficiency) можно повысить за счет установки устройств, улучшающих движение и снижающих потери в гребном винте. Эффективность корпуса (Hull Efficiency) судна может быть повышена за счет использования технологий очистки корпуса, снижающих его обрастание.
Меры по повышению энергоэффективности можно разделить на следующие категории:
Эксплуатация (Operational): меры, относящиеся к тому, как обслуживается и эксплуатируется судно и как обрабатывается груз.
Движитель и корпус (Propulsion and Hull): меры, улучшающие гидродинамические характеристики судна.
Механизмы (Machinery): меры, относящиеся к машинам на борту судна, включая главные двигатели, вспомогательные двигатели и связанные с ними системы.
Потребители энергии (Energy consumers): повышение энергоэффективности бортовых потребителей, таких как осветительное оборудование и системы обработки грузов.
Сбор энергии (Energy harvesting): меры по сбору энергии из окружающей среды и преобразованию ее в движущую силу или электричество (например, паруса и солнечные панели).
Судовладельцы должны определять приоритетность мер с учетом экономической эффективности и других аспектов, таких как техническая зрелость, сложность, безопасность и надежность, недостаток опыта и необходимость обучения экипажа. Результаты опроса показывают, что эксплуатационные меры имеют более низкие барьеры, чем технические.
Для судоходных компаний очень важно иметь стратегию и систему энергетического менеджмента (например, ISO 50001), хорошо закрепленную в организации, чтобы систематически управлять, контролировать и сокращать энергопотребление на судне. Это включает в себя постановку целей по энергосбережению и разработку конкретных ключевых показателей эффективности (KPI) для оценки эффективности работы судна. Производительность судна должна постоянно контролироваться и сравниваться с KPI.
Ниже представлена таблица предлагаемых методов повышения энергетической эффективности:
Область улучшения Category |
Метод улучшения |
Описание метода |
|
Улучшенное планирование рейса |
Более тщательное планирование и выполнение рейса |
Прогноз погоды |
Потенциально более выгодные маршруты, предлагаемые существующими провайдерами |
|
|
Всё в своё время |
Оптимизация скорости хода судна с учётом предварительного взаимодействия со следующим портом по вопросу доступного причала |
|
Оптимизация скорости |
Для снижения расхода топлива необходимо учитывать оптимальные установки производителей двигателей и предполагаемого времени прибытия |
|
Оптимизированная мощность на валу |
Эффективность может быть улучшена путем установки постоянной частоты вращения |
|
Оптимальный дифферент, соответствующий осадки и скорости |
Эксплуатация с оптимальным дифферентом для установленной осадки и скорости |
Оптимальный балласт |
Балластировка судна для обеспечения оптимального дифферента и управляемости судна |
|
|
Оптимизация конструкции гребного винта |
Возможная модернизация улучшенной конструкции винта с целью повышения эффективности его работы. |
|
Оптимальное использование руля и систем управления (автопилотов) Optimum use of rudder and heading control systems (autopilots) |
Сокращение пройденного расстояния посредством минимизации корректировок курса. Возможные улучшения по модернизации оптимизированной конструкции руля. |
|
Покрытие корпуса Hull coating |
Использование улучшенных систем покрытия корпуса, современной системы очистки корпуса и подводных осмотров. |
|
Техническое обслуживание пропульсивной установки |
Постоянная минимизация тепловых и механических потерь через плановое техническое обслуживание. |
|
Энергия тепловых и механических потерь |
Использование выхлопных газов двигателей для производства электроэнергии или движения через валогенераторы или навесные двигатели. |
|
Планирование работы флота Fleet Operation Planning |
Более эффективное использование мощностей флота и использования передового опыта. |
|
Погрузочно-разгрузочные работы Cargo handling |
Погрузочно-разгрузочные работы соответствуют конструкции судна и требованиям порта. |
|
Экономия энергии Energy usage |
Анализ энергопотребления, включая Систем вентиляции и кондиционирования. (Heating, Ventilation and Air-Conditioning - HVAC) |
|
Судовое топливо |
Использование новых альтернативных видов топлива. |
|
Программное обеспечение Computer software |
Программное обеспечение для расчета расхода топлива, использование возобновляемых энергетических технологий, использование берегового электропитания. |
Наш судовой плакат наглядно демонстрирует меры по энергоэффективности:
С целью обеспечения соответствия Ваших судов мы предлагаем Вам следующие услуги:
- подготовка и одобрению судовых планов мониторинга выбросов (EU MRV Monitoring Plan) для Ваших судов;
- разработка Части II ПУЭС (Part II, SEEMP) и методической помощи в рассмотрении и согласовании со стороны РМРС и др. классификационных обществ (КО);
- организация предоставления требуемой отчетности по EU MRV в
базу данных EMSA – "THETIS MRV"; - организация предоставления требуемой отчетности по ПУЭС (SEEMP) в базу данных IMO – "GISIS".
- подготовка и одобрению судовых План мониторинга расхода топлива (FuelEU Maritime Monitoring Plan) для Ваших судов;
- организация предоставления требуемой отчетности по FuelEU в
базу данных EMSA – "THETIS MRV".
Для судна валовой вместимостью 400 и менее 5000:
|
Для судна валовой вместимостью 5000 и более:
|