Компания ИБИКОН предлагает Вашему вниманию обзор требований относящихся к национальному законодательству РФ в области торгового мореплавания.
В российском законодательстве предусматривается возможность судовладельца поручить техническое управление судном профильной компании или предпринимателю, как то предусмотрено нормами международного права.
Основой для изменения законодательства послужили нормы МК СОЛАС и МКУБ, содержащие определение (п.1.1.2, МКУБ):
Компания - собственник судна или любая другая организация или лицо, например, управляющий (manager) или фрахтователь по бербоут- чартеру, который принял на себя ответственность за эксплуатацию судна от собственника судна и который при этом согласился принять на себя все обязанности и всю ответственность, возложенные МКУБ.
Соответствующие изменения в КТМ и КВВТ предусмотрены федеральным законом № 28-ФЗ от 26.02.2024 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Закрепляются понятия "техническое управление судном", "технический управляющий", содержание договора технического управления судном, условия выплаты вознаграждения управляющему. Техническому управляющему могут быть также переданы права и обязанности работодателя в трудовых отношениях с членами экипажа судна.
В КТМ вводится Статья 8.1 "Техническое управление судном", регулирующая вопросы технического менеджмента.
Техническим управляющим (Technical Manager) является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые оказывают услуги по техническому управлению судном в качестве основного вида предпринимательской деятельности.
Данная статья даёт судовладельцу право поручить техническое управление судном техническому управляющему - юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, который в свою очередь по договору сможет исполнять обязанности судовладельца в рамках российского законодательства и международных договоров.
Техническое управление судном (Ship Technical Management) понимается деятельность по эксплуатации судна, включая организацию работ по содержанию в эксплуатационном состоянии судна, корпуса, оборудования, механизмов и систем судна, а также по обращению в органы выдачи судовых документов за получением судовых документов и получение судовых документов.
По договору технического управления судном судовладелец поручает техническому управляющему техническое управление судном, а технический управляющий обязуется за вознаграждение осуществлять техническое управление судном, которое указано в договоре технического управления судном, в течение срока действия данного договора.
Кроме того, принятым законом внесены изменения в Статью 60 КТМ, которая на сегодняшний день устанавливает обязанности судовладельца по отношению к экипажу судна. Предусмотрена возможность передачи техническому управляющему полномочия по осуществлению от имени судовладельца прав и обязанностей работодателя перед членами экипажей, в числе которых заключение трудовых договоров, выплата заработной платы, обеспечение безопасных условий труда.
В КВВТ вводятся новые Статьи 28.7 и 34.2, устанавливающие требования к Договору технического управления судном, Техническому управлению судном и техническому управляющему.
Судовладельцам рекомендуется проанализировать на предмет соответствия новым требованиям действующие Договора, заключенные с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, относящиеся к деятельности по эксплуатации судна, включая организацию работ по содержанию в эксплуатационном состоянии судна, корпуса, оборудования, механизмов и систем судна, а также по обращению в органы выдачи судовых документов за получением судовых документов и получение судовых документов.