Компания ИБИКОН предлагает Вашему вниманию информацию по действиям экипажа в случае падения человека за борт судна.
Падение человека за борт судна или ситуация "Человек за бортом" (Man Over Board - MOB) может произойти из-за ошибок или неблагоприятных условий. Требования к действиям экипажа по тревоге "Человек за бортом" изложены в Наставлении по борьбе за живучесть судна (НБЖС) и МК СОЛАС.
Основные причины падений за борт:
- Нарушение правил безопасности
- Противоправное действие (бездействие), или суицид
- Неблагоприятные метеорологические условия
- Тёмное время суток
Чтобы снизить риск падений, необходимо соблюдать меры безопасности, включая использование спасательного оборудования, поддержание палубы в хорошем состоянии и проведение регулярных тренировок.
Действия экипажа судна по тревоге "Человек за бортом" включают обязанности первого заметившего человека за бортом и действия остальных членов команды.
Первый заметивший человека за бортом обязан сбросить спасательный круг и громким голосом объявить "Человек за бортом слева (справа)!" и, продолжая вести за ним наблюдение, указывать на него рукой.
Услышавший этот доклад обязан отрепетовать его в сторону мостика или сообщить на мостик лично.
К выполнению маневра по спасению человека, упавшего за борт, должен быть подготовлен каждый вахтенный помощник капитана. Получив доклад о падении человека за борт или обнаружив любого человека в море, вахтенный помощник обязан: сбросить спасательный круг со светодымящим буйком, объявить тревогу "Человек за бортом" и номер спасательной шлюпки, которую необходимо готовить к спуску, включить РЛС, выставить наблюдателя с биноклем, поднять флаг "О" (Оскар), доложить капитану.
![]()
Одновременно с объявлением тревоги в условиях, когда момент падения человека за борт зафиксирован точно, необходимо изменить курс судна, если навигационные условия позволяют, сделать это в сторону упавшего за борт на 240° от первоначального курса с дальнейшей отработкой заднего хода и остановкой судна у места падения человека за борт.
Если человек потерян из виду и его нужно искать на ранее пройденном пути, производится маневрирование путем изменения курса на 60° в любую сторону с дальнейшей перекладкой руля на противоположный борт и выходом на курс, обратный тому, которым судно следовало при падении человека, для поиска потерпевшего.
Капитан судна осуществляет общее руководство маневрами судна и спасательной операцией. Он обязан принять все меры к спасению человека, упавшего за борт, и может покинуть район поисков только после того, как убедится, что поиски безрезультатны.
Старший помощник капитана непосредственно руководит спуском спасательной шлюпки и спасательной операцией, имея при себе переносную аппаратуру двухсторонней радиотелефонной связи.
Боцман руководит приготовлением спасательной шлюпки к спуску на воду.
Требования к действиям экипажа по тревоге "Человек за бортом" определены в СУБ (п.8, МКУБ), в руководствах, процедурах и чек-листах, включая Расписание по тревогам. В соответствии с требованиями МК СОЛАС учебная тревога "Человек за бортом" (Man Over Board (MOB) Drill) должна проводиться не реже одного раза в 3 месяца.
Программный сервис ПОДГОТОВКА ЭКИПАЖА (TRAIN MAN) – позволяет осуществлять мониторинг организации, планирования, проведения судовых учений, тренировок, технической учебы на судах и в офисе компании. Использование программного сервиса ПОДГОТОВКА ЭКИПАЖА (TRAIN MAN) даёт следующие преимущества:
- сокращение времени планирования подготовки судового персонала;
- упрощение процесса подготовки к учебным тревогам и судовым учениям;
- автоматизация подготовки отчетов по подготовке судового персонала;
- предоставление актуальной информации по учебным тревогам и судовым учениям в режиме реального времени береговому персоналу.
![]()
Наша компания предлагает Вам тематические судовые плакаты по безопасности (Safety Posters). Наши плакаты являются наглядными инструкциями по безопасному выполнению судовых операций, охране окружающей среды, охране труда и технике безопасности в рамках требований МКУБ, ОСПС, СОЛАС, МАРПОЛ и КТМС.