Компания ИБИКОН представляет Вам информацию по изменениям в Международном кодексе по безопасной перевозке зерна насыпью (International Code for the Safe Carriage of Grain in Bulk).
Международная морская организация (ИМО) приняла поправки к Международному кодексу по безопасной перевозке зерна навалом (Grain Code), утверждённые Резолюцией MSC.552(108). Нововведения вводят требования и рекомендации для нового типа погрузки, ранее не охваченного действующей редакцией Grain Code.
Поправки вступают в силу 1 января 2026 года и будут обязательны для новостроящихся судов (с датой закладки киля 1 января 2026 г. или позднее).
![]()
Для существующих судов обновлённый Grain Code может применяться добровольно - для повышения гибкости при загрузке и подтверждения соответствия новым требованиям.
Эти изменения имеют практическое значение для судовладельцев и операторов навалочных судов, а также для проектно-конструкторских бюро, судостроительных предприятий, поставщиков оборудования и администраций флага.
На сегодняшний день действующая редакция Grain Code предусматривает
3 (три) допустимых способа загрузки трюмов:
- Полный трюм с дифферентующей оконечностью (trimmed ends)
- Полный трюм с не дифферентующей оконечностью (untrimmed ends)
- Частично загруженный трюм (partly filled hold)
Для частично загруженного трюма предполагается, что поверхность зерна "срезана" и выровнена на всём уровне загрузки, даже если трюм почти полный. Это означает, что пространство под палубой - у переднего и заднего комингса люка — также должно быть выровнено вручную.
Такое выравнивание требует значительных трудозатрат, и на практике оно часто не выполняется. При отсутствии выравнивания фактические пустоты в оконечностях оказываются больше расчётных, что увеличивает реальный момент смещения зерна по сравнению с расчётным.
Для решения данной проблемы, поправки вводят новый допустимый тип загрузки: частично загруженный трюм в пределах комингса люка с не дифферентующей оконечностью (Partly filled hold, ends untrimmed).
По сути, это позволяет оставить поверхность груза не выравненной. Различия показаны на рисунках ниже:
![]()
Это означает, что если уровень загрузки находится внутри периметра комингса люка (от нижней кромки балки люка и выше), то подрезка концов не требуется. Поверхность зерна должна формировать естественный наклон от балки люка или от отверстий подачи в концевой балке — в зависимости от уровня загрузки (при расчётах принимается угол наклона 30°).
Для нового типа загрузки должны быть выполнены новые расчёты кривых смещения и объёма зерна, начиная от нижней точки концевой балки до верха комингса. Эти дополнительные кривые будут включены в руководство по загрузке зерна или оформлены в виде дополнения к нему.
![]()
💡 Судовладельцам и операторам необходимо заблаговременно обеспечить соответствие судов новым требованиям, включая разработку и утверждение Грузового руководства. Это может повлечь за собой дополнительные затраты и время на докование. Грузовой компьютер на борту судна также должен быть обновлён и повторно одобрен для учёта новых кривых и опций загрузки.
Заблаговременная подготовка и тщательное изучение новых требований являются залогом не только формального соответствия, но и реального повышения безопасности мореплавания, что, в конечном счете, отвечает интересам всей глобальной логистической цепочки.
Наша компания специализируется на разработке судовой проектно-конструкторской документации, касающейся вопросов безопасности, предотвращения загрязнения, охраны труда, техники безопасности, остойчивости, мореходности и прочности.
Мы предлагаем проектно-конструкторские работы и разработку судовой эксплуатационно-технической документации, которые будут интересны и полезны для Вашей деятельности и могут стать прочной основой наших будущих деловых и дружеских связей.